Беломорские петроглифы – наскальные рисунки, мистика, и самобытность древних народов

Беломорские петроглифы

Петроглифы для мировой общественности – это изображения, которые высечены в камне. Они присутствуют на всех континентах, кроме Антарктиды. Одними из древнейших наскальных рисунков на Земле считаются высечения из Карелии. И одними из самых загадочных. Они являются кандидатами в основной список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История возникновения Беломорских петроглифов и их обнаружение

Беломорские петроглифы – монументальный комплекс первобытного искусства Карелии и Северной Европы в целом. Они привлекают посетителей хорошим качеством рисунков, среди которых целые сюжеты. Красиво и само место, территориально недалеко от реки Выг. Приблизительное время исполнения – IV — III вв. до н.э. С помощью археологических экспедиций была обнаружено целая россыпь стоянок древнего человека и его атрибутов в виде остатков орудий из камня и железа, керамики, бронзы, янтаря и многое другое – всего более 200 тысяч предметов.

Беломорские петроглифы

Первым открыл и исследовал объект русский археолог, этнограф и писатель А.М.Линевский. Во время учебы в Ленинградском географическом институте в 1920х он принимал участие в этнографической экспедиции в Карельский край. Его первые находки оказались недалеко от Беломорска, причем их было не менее 300 тысяч. Название этих наскальных рисунков – «Бесовы следки». Позднее взору предстанут также иные петроглифы Белого моря – «Залавруга» и «Ерпин Пудас».

Беломорские петроглифы

По окончании вуза Линевский переезжает в Петрозаводск. Там он становится автором научных работ по истории, этнографии, археологии Карелии. В частности, книга «Листы каменной книги» отражает его толкование петроглифов северного региона. Кроме А.М.Линевского, весомый вклад в развитие знаний о петроглифах внесли историки В.И. Равдоникас, Ю.А. Савватеев, Н.В. Лобанова

Общая характеристика петроглифов Карелии

Старейшим изображениям – примерно 6-7 тысяч лет. Согласно исследованиям, рисунки опередили появление большинства древних памятников. К примеру, первые египетские пирамиды будут возведены только через пару тысяч лет после возникновения петроглифов, Колизей – через 4 тысячи лет, а Великая Китайская стена – через пять тысячелетий. Долгое существование особенно ценно для этого вида искусства, которое можно назвать энциклопедией каменного века. Петроглифы отражают представления о жизни и ее значимости во времена предков.

Карельские петроглифы углублены в поверхность скал с помощью точечных ударов камня, по-видимому, кварца глубиной в пару миллиметров. Они были созданы предками саамов. По четкости линий значительные расхождения – есть полоски ровные, а есть – «рваные». Имеются вариации и по размерам рисунков – от гигантов по высоте 2.5-4 метров до «малышей» не больше 10 см. Наиболее многочисленные варианты – 15-60 см.

Многие изображения весьма реалистичны, поэтому понятны большинству созерцателей. Различаются обитатели морей и лесов, водоплавающие птицы, человеческие фигуры, изображения домашней утвари. В наскальной живописи Карелии прослеживаются антропоморфные и человекоподобные образы. Можно сказать, что они – самые популярные образы наскальных полотен. Изображения, в целом, выполнены в бытовом и рабочем русле. Среди картинок много лодок – отдельно, и с людьми, что изображены в виде столбиков. Немало сцен из охоты на различных животных, есть изображения танцев, баталий, передвижений людей пешком или на лыжах. Причем все картинки настолько экспрессивны, что как будто персонажей и объекты можно увидеть воочию.

Другой особенностью карельских петроглифов является отображение мира с помощью переработанного сознания мастера. Это не просто натуралистические картинки, а целая система обрядов и верований, культы и мироощущения древнего человека в камне. По мнению археологов, люди наносили петроглифы на самые важные для себя уголки.

Главные петроглифы Карелии

До нас дошло более 2 тысяч наскальных рисунков, созданных в Карелии. Они видны на скалах у реки Выг и на островах.

Петроглифы

  • Родоначальниками считается группа «Бесовы следки», что расположены на острове Шойрукша. Чтобы избежать порчи, эту группу прикрыли специальным павильоном. Картинки символизируют беса и следов – явное свидетельствование обрядов шаманов и жертвоприношения.
  • Другая группа петроглифов была обнаружена на одном из крупных выгских островов под названием «Ерпин Пудас». Правда, найти их потребовалось немало усилий. Большая часть петроглифов скрылась у самой воды, поэтому утратили свою четкость и стали видимы в начале и в конце дня. Однако, северная часть предлагает удивительные экземпляры. Особый интерес представляют сцены охоты бога морской стихии на тюленя. Образ божества – человек-белуха.
  • Третьей важной локацией петроглифов является Залавруга, примерно в 7 км. от устья реки Выг. Картинки здесь занимают чуть более 200 м. Можно выделить картинки, где изображены олени и охота на них, причем очень крупных размеров. Петроглифы отображают разную погоду и сезоны. Есть вариант наскальной живописи с людьми в лодках в открытой воде, а есть зимнее веяние с изображением охотников-лыжников. Позднее была открыта Новая Залавруга, где под почвенным слоем скрывались 26 рисунков. Эти работы свидетельствуют о понимании доминирования человек, а не промыслового зверя. Есть изображение человека в полный рост в анфас, именуемое «пляшущим человечком». По поверью, картинка обладает мистикой, и при прикосновении к ней, загадав желание, – последнее сбывается.

Петроглифы

 

В отличии от многих памятников северного края, посетители могут воочию приехать на священные места даже без личного транспорта. А по Залавруге организует экскурсии местный музей.

Как доехать до Беломорских петроглифов в Карелии

До уникальных мест приезжают на поезде из обеих столиц, Мурманска, Вологды, где конечная станция – Беломорск. Затем пересаживаются на электричку до станции Выг. Возможны варианты пешего хода от вокзала, или на такси в направлении к Выгострова. Пройти можно и со стороны Беломорской ГЭС.

Ознакомиться с частичной экспозицией возможно и в черте Беломорска по улице Октябрьской, дом 5. Это выставочный зал музея.

Петроглифы Карелии – живая история, к котором хочется прикоснуться. Они останутся загадкой на долгие годы, тем интереснее их познавать и строить личные гипотезы об их появлении и смысловой нагрузке.

Подписаться на канал в Telegram

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: